Cамба
Как только солнце садится за горизонт, на улицах Рио-де-Жанейро начинает играть ритмичная музыка. Жители фавел, самых бедных кварталов города, заканчивают работу и домашние дела, чтобы пуститься в пляс. Много лет спустя ритмичный танец самба обретёт всемирное признание, станет основной темой знаменитых бразильских карнавалов, а позже войдёт в конкурсную программу соревнований по латиноамериканским танцам.
Современная самба зародилась в бразильском штате Баия в 1830-х годах. В те годы этот танец считался развлечением исключительно для бедных. Общество категорически отказывалось принимать новое танцевальное течение, которое кардинально отличалось от привычных всем церемонных вальса и кадрили.
Самба – это смесь португальских и африканских религиозных танцев. Изначально она исполнялась в кругу без контакта между партнёрами. Позже самбу стали танцевать в парах. Кто бы мог подумать, что уже в 1905 году, после фееричного шоу в Париже, этот танец станет известен во всей Европе. В 1928 году открылась первая школа самбы в Рио-де-Жанейро. Со временем их становилось всё больше и больше.
Соревнования по самбе впервые прошли в 1933 году. Несколько лет спустя танец начали исполнять на карнавалах. С тех пор невозможно представить это бразильское торжество без эффектных танцовщиц самбы. Настоящее признание в мире танец обрёл в 50-х годах, когда им всерьёз увлеклась родственница британской королевы– принцесса Маргарет. В 1956 году самба впервые была включена в программу конкурсов по бальным танцам.
Сейчас ритмичная бразильская самба с энергичными, но плавными движениями танцоров в такт музыке — любимый танец многих танцоров и зрителей.
Ча-ча-ча
Ча-ча-ча — легкий, веселый и праздничный танец, обязательная часть латиноамериканской программы спортивных бальных танцев.
В середине XX века практически в каждом уличном кафе Кубы можно было наблюдать, как танцуют ча-ча-ча. Учитывая, что остров Свободы был излюбленным местом отдыха американцев, ча-ча-ча быстро завоевала популярность и в США.
В 1952 году английский хореограф Пьер Лавель посетил Кубу и привез новый танец в Европу.
Произнесите вслух «ча-ча-ча». Чувствуете четкий, быстрый ритм, который как будто заложен в само название танца? По одной из версий, название ча-ча-ча придумали танцоры, которые отбивали ритм под удары маракасов, ровно три раза, это и стало основой для названия танца.
Интересные факты о ча-ча-ча:
- для музыкального сопровождения характерны четкий ритм и умеренный темп 30-32 удара в минуту
- движения выразительные, энергичные, быстрые, острые, без подъемов и опусканий
- характер танца зажигательный, веселый, беззаботный и игривый
- часто танец называют просто «чача». Это название ввел американский хореограф Артур Мюррей. Первоначально движения выполнялись под счет «раз, два, ча, ча, ча». Мюррей использовал другой счет: «раз, два, три, ча-ча», благодаря этому и родилось новое название
- исполнение ча-ча-ча можно увидеть в фильмах «И Бог создал женщину» (танцует Бриджит Бордо) и «Грязные танцы» (Патрик Суэйзи и Дженнифер Грей)
- интересные названия танцевальных фигур ча-ча-ча: веер, алемана, хип-твист, Нью-Йорк
- на Кубе автор самых популярных мелодий ча-ча-ча — Энрике Хоррина и его оркестр «Америка», в США — Тито Родригес, на счету которого множество мелодий в кубинском стиле.
Румба
Сочетание испанских мелодий, африканских ритмов и страстных движений тела сделали румбу одним из самых популярных танцев в мире.
Танец румба впервые появился в 1913 году. История румбы начинается с ритуального танца африканских негров. В 19 веке он был привезен на Кубу. Там он стал популярным и остался навсегда, а его развитие стало происходить благодаря влиянию испанцев и американцев. Rumba — это название целого класса танцев, а именно: Афро-Куба, Сон, Сон-Монтуно, Конга, Гваджира, Данзон, Мамбо и многие других.
С испанского «Rumba» переводится как «Путь». Название воистину передает весь смысл хореографии. Хотя в самом начале румба была весьма незамысловатым танцем, она имела только одну цель показать ухаживания мужчины и реакцию женщины на них. Также румба долгое время была танцем кубинских молодожёнов. Характер и движения выражали страстные чувства влюблённых. Но вскоре румба превратилась в более медленный танец с глубоким смыслом. Путь души к любви – это и есть румба.
В начале 30-х годов румба представляла собой смесь основной румбы с гуапачей, кубинского болеро и сона. Полноценный вариант румбы был разработан после Второй Мировой войны Пьером Лавелем, мастером одной из самых известных в то время танцевальных школ Лондона.
Сегодня румба входит в конкурсную программу латиноамериканских танцев. Дети её изучают достигнув определённого уровня в танцах, так как все движения наполнены смыслом и имеют медленный темп, для начинающих танцоров — это будет довольно сложно. Для юных танцоров смыслом румбы будут отношения дружбы между партнёром и партнёршей, поэтому и композиции танца детей и взрослых должны отличаться. Задача преподавателя спокойно объяснить этот танец детям, и воспитать достойное культурное поведение по отношению к друг другу.
Танцевально-музыкальные особенности Румбы:
- движение – плавное, на месте, продолженное с акцентами и скользящее
- размер – четыре четверти
- темп– от 24 до 27 ударов в минуту
- ритм – медленный и пульсирующий
- музыка – романтичная
- в танце мужчина выражает уверенность, силу, которые спокойно уживаются с чувственностью, он хочет нравиться партнерше
- женщина в танце очень чувственна, легко поддразнивает партнера, но в итоге она его отвергает
- тип повествования – история любви
- самая знаменитая мелодия – «Guantanamera» Ж. Фернандеса
известный фильм — «Короли Мамбо» с актёром Антонио Бандерасом